23.02.2016
В преддверии Дня защитника Отечества первый президент ЦСКА Михаил Резников рассказал пресс-службе клуба о том, как строилась армейская команда, своем пути в баскетболе и семейной поддержке…
Михаил Резников: Деньги для клуба зарабатывали в супермаркете
В преддверии Дня защитника Отечества первый президент ЦСКА Михаил Резников рассказал пресс-службе клуба о том, как строилась армейская команда, своем пути в баскетболе и семейной поддержке.

Михаил Леонтьевич, расскажите, как баскетбол пришел в вашу жизнь?
Познакомился с баскетболом во Львове в 1945 году, причем совершенно случайно. Мне было 13 лет, в это послевоенное время встретил Семена Михайловича Марамовича, он тренировал поляков в Львове. Я прежде и мяча-то такого не видел, в руках не держал ни разу. Тренер заметил, что я наблюдаю, подходит и спрашивает: «Чего ты тут?». Я ему: «Нравится». Он мне: «Ну-ка возьми». Я бросил и попал. С того времени пропадал на площадке по 6-8 часов. Так пришлось по душе. В те годы проводились соревнования по штрафным броскам, я выиграл их раз, два, а после отправили на более крупный турнир – его тоже взял. Штрафные тогда бросал уже с закрытыми глазами – 7 из 10 легко. Через год, кажется, включили меня уже во взрослую сборную города, я там один молодой был среди «стариков».

Помню, поехали как-то с этой командой на Медео, там земляная площадка, кривые кольца. Мы проводили матч сборной игроков против сборной судей. Проигрывали одно очко. Я предложил: на ящик коньяка, завязываете мне глаза, если промахиваюсь – ящик ваш, попаду – наш. Встал на точку – бросок – мяч там.

Вы долгое время провели в Венгрии, откуда уже путь лежал в Москву
В Венгрии много хорошего сделал, в том числе сформировал баскетбольную команду, с которой мы участвовали в международных соревнованиях, во внутреннем чемпионате. Для последнего получали специальное разрешение от родной федерации. Спустя какое-то время Венгрию приписали к Молдавии, наша команда выиграла чемпионат Молдавии. Меня утвердили тренером сборной Молдавии, и мы выступили на Спартакиаде народов СССР. Нам не повезло только в том, что мы были в одной группе с Латвией. Им мы «победно проиграли». Незначительный проигрыш был большим достижением, никогда прежде Молдавия не была так близка к финалу.

Настал момент покинуть Венгрию, мы там прожили 10 лет, меня не хотели отпускать. Объяснил, мол, детей жалко, дети взрослеют быстро, теряют связь с советской действительностью. Разрешили. Выбор предоставили большой. Сначала поехал посмотреть Беларусь – не понравилось, вернулся во Львов – не понравилось. Сообщил тогда начальнику – согласен в Москву. Пришел приказ – так в 1974 оказался в столице.

Расскажите, как воссоздавали баскетбольный ЦСКА?
Вернулся из Венгрии в звании старшего прапорщика, нужно было получить офицерское, но так вышло, что по возрасту не успели оформить все. При старом и остался. Тем не менее, в Москве назначили зам.начальника по физподготовке, потом и выше. Руководил баскетболом, гандболом и всем остальным. Познакомился с Капрановым, Вадик попросил помочь сделать женскую команду. Нужны были должности, квартиры. Сделали. По сей день девочки, которые там у нас начинали, меня встречают, крепко дружим.

В начале 90-х занялся серьезно мужским баскетбольным клубом вместе с Юрием Юрковым и Станиславом Ереминым. Денег не было, даже мячей не хватало. Сумел найти выход через одного тренера молодежной команды, он предложил заработать деньги для клуба, мол, его отец даст для начала, а мы потом вернем. Получили 10 тысяч долларов, открыл первый супермаркет в Москве прямо в ЦСКА. Народ не знал о нем сначала, но мы раскрутили. Люди небогатые были, тогда мы заключили договор с управлением делами Президента и сделали карточки «М-Лидер», дарили их, выдавали также своим игрокам с номиналом по 200-500 долларов. Этот магазин обеспечивал продуктами, вещами, всем необходимым. Наше главное достижение тех лет было то, что удалось вернуть из заграницы Сергея Панова и Евгения Кисурина. Ребята верили мне на слово, знали, если я сказал, что все будет – значит, все будет. Слово свое всегда держал. Стали появляться спонсоры, Nike одевал нас от и до. Так создали команду.

Уже в обновленном виде нас ждал первый домашний матч с зарубежной командой. Ею стал израильский «Маккаби», в то время тель-авивский клуб был одним из лучших в Европе. Мы сделали афиши, расклеили их по всему городу, занесли во все синагоги, увеличили цену билета. Обыграли их без единого легионера. После этой победы проводили серию с «Олимпиакосом», и случился тот самый отравленный матч в Греции. Тем не менее, пройдя через это, наши дела пошли в гору. Помню, в Америке увидел группы поддержки. Решил, что надо своими силами организовать их и нам. Привлек для этого гимнасток ЦСКА. Старались уже тогда для зрителей делать шоу: пел и Иосиф Кобзон у нас, танцевальные коллективы выступали.

Был я и начальником УСК ЦСКА, сделал арену комплексной. Мы проводили различные праздники, елки, концерты, творческие выставки, даже бальные танцы.

Ваш сын внес большой вклад в воссоздание клуба…
Не просто внес, без него, можно сказать, ничего не получилось бы осуществить. Леонид был военным юристом, но в гражданском кодексе был также силен. В то время он как раз уволился из армии. Стал нам помогать, взял на себя всю бумажную работу, договорился с Nike и другими спонсорами.

Что было самым сложным в формировании баскетбольного клуба?
Отсутствие денег. Пожалуй, только это.

Какая победа ЦСКА была для вас самой дорогой?
Выделить одну не смогу, все дороги. Даже сейчас смотрю все матчи парней, это же мое создание. Каждого игрока помню, как будто вчера подписывали. Раз звонит мне Гомельский из сборной, говорит, знаешь, Тараканов в ЦСКА хочет, но его не отпускают. Я связываюсь со спортивной ротой, отправил машину за Сергеем – тот принял присягу и подписали. У меня был большой доступ к призывным пунктам. Как-то прихожу на один из них, смотрю стоит великан – 215 см. Спрашиваю его: «Играл в баскетбол?». Он говорит: «Нет». Говорю: «Хочешь?». Он: «А кормить будут?». Я кивнул, забрал этого Панкрашкина, отправил его с Юрковым в львовский СКА. После Гомельский его увидел и забрал в ЦСКА. Так нашли и Гоборова, очень талантливый игрок был.

Баскетбол помог вам обрести не только работу, но и семью.
Мы познакомились с Эрлиной во Львове, были детьми и тренировались в одной баскетбольной команде. Тогда мальчики и девочки занимались вместе. Девочки брали шефство над парнями, потому как играли на земле, после каждого занятия были очень грязными. Вот Эрлина взяла надо мной шефство, стирала мою форму, ухаживала, чтоб мне было удобно играть. Я был хулиганистый, а она хорошая. Так и по сей день идем вместе рука об руку, женаты уже 64 года, вырастили сыновей, радуемся внукам.

Comments

Please login to post a comment

We also recommend