14.06.2010
Главный тренер нашей команды Евгений Пашутин в интервью пресс-службе клуба подвел итоги сезона, рассказав подробности перестройки после первых неудач, подчеркнув роль лидеров, прогресс Кауна и Хряпы, проанализировав причины спада накануне «Финала четырех» и нюансы подготовки к плей-офф чемпионата России...
Евгений Пашутин: Нечему удивляться
Главный тренер нашей команды Евгений Пашутин в интервью пресс-службе клуба подвел итоги сезона, рассказав подробности перестройки после первых неудач, подчеркнув роль лидеров, прогресс Кауна и Хряпы, проанализировав причины спада накануне «Финала четырех» и нюансы подготовки к плей-офф чемпионата России.

Перед началом сезона вы ставили максимальные задачи, несмотря на скептическое отношение со стороны. В итоге все закончилось почти максимальным результатом. Что у вас на душе – удивление, удовлетворение, разочарование?
Прежде всего, счастье. Радость, гордость за ребят, которые проявили себя с лучшей стороны. Они доказали, что ЦСКА остается первым в России и одним из лидеров в Европе. У нас была цель, мы шли к ней, мы достигли ее. Тут слово «удивление» неприменимо.

Сезон начинался не очень удачно. Были моменты сомнений, сложностей. После поражений от «Маккаби» и «Лоттоматики», после невзрачного старта в Суперлиге следили за общественным мнением?
Естественно. Это был сложнейший период в становлении нового ЦСКА, значительно изменившегося после ухода Этторе Мессины и нескольких игроков. И особые слова благодарности хочу адресовать Андрею Владимировичу Ватутину, который вышел к прессе и болельщикам, взял удар на себя, сказал, что верит в команду и тренерский штаб. Тем самым мы еще раз почувствовали доверие, уверенность в своих силах. Из-за произошедших изменений не все сразу получалось. Мы сместили акценты с передней линии, где прежде доминировали Андерсен, Смодиш, Лорбек, на периметр. Ведь Каун в предыдущем сезоне почти не выходил на паркет, Соколов пришел из другой команды. Счастье, что мы сумели сохранить лучшую в Европе заднюю линию – Холден, Лэнгдон, Шишкаускас, Планинич. Они взяли на себя инициативу, исполнили главные роли, как мы и планировали. Каун здорово помог в защите и на подборах, Хряпа стал связующим звеном между периметром и передней линией. Мы постарались развить свои сильные стороны и скрыть слабые. При этом действовать от обороны. Ребята с этим согласились и сконцентрировались на защите. В итоге нам мало кто забивал больше 70 очков, а в конце сезона даже больше 60. Даже «Барселона» забросила нам всего 64. При этом мы старались сделать нападение сбалансированным.

При том составе, который вы получили перед сезоном, было, наверное, логично сделать акцент на защиту. В то же время нельзя побеждать, не забивая. И когда нападение поначалу не клеилось, были сомнения в выбранной концепции? Насколько вам пришлось перестроить ту игру, что вы пытались привить команде?
Мы предложили несколько вариантов развития. Сначала мы делали акцент на быстрый переход от защиты к нападению и большое количество «двоечек» при переходе. Но атака выходила размытой, ведь такой стиль позволяет каждому принимать решение. Часто мы совершали бросок на десятой секунде, не доводя до конца взаимодействия. Думаю, этот стиль нам не подошел. Мы перешли на быстрые отрывы и позиционное нападение, в котором у нас есть все козыри – снайперские умения и мастерство в игре под кольцом наших «больших» защитников, Планинича и Шишкаускаса. При этом у Кауна и Хряпы появлялось больше вариантов. Недаром Хряпа часто получал мяч и принимал верные решения, став нашим лучшим ассистентом.

Получился определенный парадокс: поначалу команда в атаке вязла из-за попыток действовать быстро, а затем превратила позиционное нападение в свой конек.
Абсолютно верно.

Когда вы поняли, что перестройка стала приносить плоды?
Думаю, в первом матче в Витории в регулярном чемпионате Евролиги. Тогда Саша Каун залечил спину, цементировал нашу защиту, здорово действовал на подборе, под кольцом. И мы продемонстрировали контролируемое нападение в игре на выезде – то, к чему мы стремились.

Помните, как на каждой домашней пресс-конференции вам приходилось получать вопросы о слабости передней линии ЦСКА. Под конец сезона эти вопросы смолкли. Думаю, имеет смысл отметить ее прогресс.
Безусловно. Саша сейчас является одним из доминирующих европейских центровых – наряду со Сплиттером, Пековичем, Маричем. Он атлетичен, быстро реагирует на ситуацию, у него серийная прыгучесть, умение вылавливать сложные мячи, он завершает атаки с высоким процентом. Естественно, заметна отличная школа NCAA, фундаментальное обучение. Не хватало уверенности в своих силах, но сейчас она пришла. Рад за Сашу, хочу, чтобы он не останавливался, залечил свои травмы спины и колена и продолжал прогрессировать, добавил в обыгрыше под кольцом спиной.

Виктор Хряпа провел, наверное, лучший сезон в карьере. И если в предыдущие годы он был «человеком без позиции», то теперь, заняв место основного тяжелого форварда стал одним из доминирующих игроков Евролиги. А раньше считалось, что ему не хватает массы…
Очень рад за Виктора, не зря он получил две награды в Евролиге, став лучшим защищающимся и лучшим на своей позиции. Его потенциал был виден всегда, но чего-то не хватало. В Америке его преследовали травмы, потом он переживал посттравматический период, возвращал свою мощь. Сейчас он проявил себя во всей красе – забивал, отдавал, подбирал. Он – универсальный игрок, может выступать на позициях от третьего до пятого, но комфортнее всего чувствует себя в качестве тяжелого форварда, где является связующим звеном команды. Надеюсь, он быстро оправится от травмы и в следующем сезоне покажет еще более стабильную и яркую игру.

Команда шла по нарастающей, наверное, от того, упомянутого матча в Витории до следующего визита к «Кахе Лаборал» - в четвертьфинале плей-офф. Как вы объясните последовавший спад?
Основные игроки проводили очень много времени на площадке, будучи вынужденными играть более 30 минут на высоком уровне дважды в неделю. Естественно, это привело к микротравмам, которые ограничивали их активность. Этот спад пришелся как раз на третий круг чемпионата России. Это стало ясно по итогам матчей в Витории, где мы завоевали право сыграть в «Финале четырех» Евролиги, и совместно с медицинским штабом мы приняли решение дать возможность восстановить Кауна, Шишкаускаса и Лэнгдона. Даже рискуя сиюминутным результатом. Важно было восстановить основных игроков к «Финалу четырех» и плей-офф чемпионата России. Так и получилось – к важнейшим матчам они подошли свежими, готовыми. В Париже мы играли в полную силу, и в России были готовы функционально, показав максимальный уровень.

Можно сказать, что спад уже был заметен в Витории?
Я бы так не сказал. «Каха Лаборал» - недооцененная команда. Посмотрите, она начала финал чемпионата Испании с двух гостевых побед над «Барселоной»!

Но ведь ЦСКА в Москве дважды выиграл с разницей в 20 очков…
Это плей-офф, и у себя дома «Каха Лаборал» всегда показывала абсолютно другой баскетбол. Более агрессивный, жесткий, за гранью фола, на уровне рестлинга. Независимо от того, с мячом соперник или без мяча, его встречают плотно и жестко. И это исторически так. Потому, считаю, спада не было. Напротив, это был подъем, ведь ребята отдали все силы. А после такого было необходимо восстановление – физическое и психологическое – чтобы аккумулировать силы для следующих стадий.

По сути, команда за весь сезон проиграла всего один важный матч, повлиявший на турнирный результат – полуфинал Евролиги против «Барселоны». И эта игра пришлась как раз на окончание периода спада. Повлиял ли он на результат?
Хороший вопрос. Думаю, что нет. Нам не хватило мощи под кольцом, когда Виктор Хряпа получил четыре фола. К тому же, Саше Кауну необходима была помощь, ведь он играл интенсивно и уставал. Провал во второй четверти нам дорого стоил. Мы ставили себе задачу отыграть пять очков до середины четвертого периода, а еще пять – в концовке. Это почти удалось, но нехватка мощи сказалась. Жаль, что Матьяж Смодиш, сердце команды, мотор команды на протяжении нескольких предыдущих сезонов, не сумел полностью восстановиться. Все-таки травма спины очень серьезная, она блокирует движения. Вернуться после такого дорогого стоит, но трех недель, в течение которых Матьяж занимался с командой, все же слишком мало, чтобы вернуть хорошую форму.

Как бывший игрок, знающий, что такое серьезные травмы, как считаете – сможет ли Смодиш приблизиться к своему лучшему уровню в следующем сезоне?
Как человек, как игрок – он боец, и уверен, что Матьяж приложит все усилия. Но вопрос, скорее, нужно задать докторам – насколько нынешнее состояние его здоровья позволит Смодишу избавиться от страха полного контакта, необходимого для действий на его позиции, воспользоваться мощью. Иначе ему придется менять стиль игры.

Понимаю, что история не терпит сослагательного наклонения, но все же: если бы была возможность изменить что-то в подготовке или по ходу матча с «Барселоной»…
Не думаю, что мы могли сделать больше. Мы прекрасно подготовились и отдали все силы – физические, тактические, технические. Даже если бы отмотать время назад и повторить то же, наши проблемы в ротации не исчезли бы.

Воронцевич, Курбанов, Соколов провели сезон со взлетами и падениями, помогли во многих матчах, но в «Финале четырех» их не хватило…
Андрей Воронцевич провел очень хороший сезон, вырос как игрок и как личность. Он повзрослел, стал адекватно воспринимать ситуацию, стал игроком основного состава ЦСКА, приносящим ощутимую пользу. Важно, чтобы Андрей проводил не один матч или отрезки матчей, но демонстрировал игру высокого класса стабильно. Для этого, конечно, важно много работать, ведь в Европе против него играют Лорбек, Царцарис, Батист.

Никиту Курбанова знаю с юниоров. Он в последнем матче с «Химками» «закрыл» позицию четвертого номера тогда, когда травмировался Хряпа. Ведь это был один из важнейших матчей сезона. Сила Никиты – в умении играть в амплуа от второго до четвертого номера. У него светлая голова, он здорово защищается, выигрывает подборы. Курбанову нужно пожелать терпения и удачи, ведь в его амплуа в ЦСКА феноменальная конкуренция – лучшие европейские игроки. Важно не потеряться и принести пользу, учиться у них, расти вместе с ними. Уверен, у Никиты хорошее будущее.

Когда Саша Каун получил травму перед началом сезона, Дима Соколов получил карт-бланш. К сожалению, не сложилось. Я работал с ним в еще в молодежной сборной. Очень порядочный парень, хороший человек. Он провел хороший сезон в УНИКСе, и у нас была надежда, что он сумеет стать основным российским центровым в ЦСКА. Вероятно, не хватило уверенности, и какой-то стресс помешал показать все, что он умеет. Понятно, что уровень в Евролиге выше российского чемпионата, и к этой борьбе он был не готов. При этом у Димы все есть, чтобы стать основным центром и в Евролиге. Ведь на тренировках он всегда показывал достойную игру. И мы продолжим с ним работать, разговаривать, работать индивидуально.

В новогодний период, чтобы снять проблему с «большими», был приглашен Попс Менса-Бонсу. Как считаете, где он помог, и что у него не получилось?
Он – любимец публики, яркий, красочный, фееричный игрок, сочетающий баскетбольное мастерство с актерским. Попс привлекал зрителей своей прыгучестью, слэм-данками, полетами наяву. У него не такой высокий рост для пятого номера, и ему было сложно бороться с соперниками в Евролиге. Тем не менее, он здорово помог в тренировках, внутри коллектива, создал много ярких моментов. Сложно было его использовать в большей степени. Ведь, скажем, в России нам постоянно приходилось бороться с зонной защитой, а Попс не очень уверенно чувствует себя при атаке с периметра, и пространства для реализации умения прыгать не хватает.

Можно сказать, что Попс создал особую атмосферу – и для зрителей, и в раздевалке?
Безусловно. Он нравился зрителям, он помог ребятам, но результат стоял превыше всего. Я благодарен Попсу, что он с пониманием отнесся к ситуации и профессионально относился к делу.

Холден, Лэнгдон, Шишкаускас провели блестящий сезон, получив гораздо больше возможностей проявить себя как в командных схемах, так и в количестве игрового времени. Как считаете, в чем их секрет?
Это лучшие игроки в Европе в своих амплуа, включенные в символическую сборную десятилетия в Евролиге. Они – ярчайшие игроки команды, каждый выиграл по два титула чемпиона Евролиги. Прекрасные личности, профессионалы, с которыми никогда никаких вопросов по дисциплине не возникало. Наоборот, они своим примером показывают молодежи, как надо вести себя в раздевалке, на тренировке, за пределами площадки - не противопоставляя их остальным игрокам. Ни разу они не позволяли себе комментировать судейство. Для меня они – эталоны спортсменов. Большое счастье с ними работать. В этом сезоне они повели за собой команду, брали на себя ответственность в сложные мгновения. В этом и есть разница между хорошим баскетболистом и звездой.

Зорана Планинича вы всегда включали в состав лучшей задней линии в Европе, тем не менее он провел сезон неровно. Его игра заслуживает отдельной оценки и потому, что этим летом у Зорана заканчивается контракт.
Я считаю, что он – феноменальный игрок. Не зря в 20 лет он оказался в НБА. Зоран наделен талантом от бога, и европейские защитники в его возрасте редко удостаивались такой чести. У него превосходный дриблинг при двухметровом росте, он умеет играть под кольцом, отлично видит площадку. Он оказал очень большую помощь команде. Когда заболел Холден, Планинич взял на свои плечи бремя основного разыгрывающего, стал одним из лидеров. И сейчас блестяще провел финал чемпионата России. Зоран еще не раскрыл своего потенциала, уверен, он может играть ярче, если прибавит в целеустремленности и спортивной злости. Он в расцвете сил, но его лучшие годы впереди.

Плей-офф чемпионата России команда прошла практически на одном дыхании. При том, что до того ЦСКА испытывал явные трудности при преодолении зонной защиты. С чем вы связываете такое преображение?
Над этим мы полторы недели работали до начала плей-офф. «Красные Крылья» в первом раунде часто использовали зону, затем – «Динамо», затем – «Химки». Думаю, это говорит о многом. Прежде всего, о том, что никто не рассчитывает справиться с нами лично. Очевидно, соперники полагали, что, заставив нас чаще атаковать с периметра, они получат больше шансов на успех. Значит, мы на правильном пути. Мы много моделировали действия против «зоны», на каждой тренировке уделяя этому не меньше половины времени. Разные команды играют разные виды зонной защиты – «2-3», «3-2», matchup, разного рода ловушки, смены систем, прессинг. Готовились ко всем вариантам. Просто в Евролиге соперники «зону» редко используют. Более или менее регулярно – только «Маккаби» и «Партизан».

Думаю, все игроки хорошо представляют принципы действий против «зоны». Значит, добавили в дисциплине?
Скорее, в терпении. Нельзя атаковать после первого паса. Надо заставить защиту ошибиться, бросать не только с периметра, но и проходить в трехсекундную зону, отдавать туда передачи. Тогда оборона будет чаще вскрываться. Ведь после скорой атаки у нападающей команды нет подбора, а защита действует собранно и системно. После серии движений и передач у нас часто получалось, что на игрока с мячом кидались сразу два защитника, и после пары переводов на другом краю мы получали абсолютно свободный бросок. Мы удлинили владения и заставили «зону» реагировать.

Какое у вас видение того, что ждет нас летом накануне следующего сезона?
Концепция развития команды у руководства есть. Мы знаем, где нам надо усилиться. Не хочу вдаваться в подробности, но процесс уже идет.

Несколько игроков ЦСКА с большой вероятностью выступят в составе сборной России на чемпионате мира. Наверняка это пойдет на пользу молодым ребятам.
Абсолютно верно. Представлять свою страну на международной арене – большое счастье и честь. Надеюсь, они максимально проявят себя, подойдут к турниру с большой ответственностью. Будут помнить, что представляют свою страну и великий клуб ЦСКА, что они являются примером для следующего поколения – таким примером, каким сейчас являются для них Холден, Лэнгдон и Шишкаускас.

Комментарии

Пожалуйста, авторизируйтесь для того чтобы отправить комментарий

Рекомендуем также