14.09.2011
Интервью Джей Ар Холдена можно было бы назвать прощальным. Но сам Джей не любит слово «никогда». Потому ответы легендарного защитника на вопросы, скорее, стоит назвать подведением итогов девятилетней карьеры в нашей команде...
Джон-Роберт Холден: За пределами мечтаний
Интервью Джей Ар Холдена можно было бы назвать прощальным. Но сам Джей не любит слово «никогда». Потому ответы легендарного защитника на вопросы, скорее, стоит назвать подведением итогов девятилетней карьеры в нашей команде.

Прежде всего, скажи, ты уже принял решение о завершении карьеры или еще надеешься поиграть на профессиональном уровне?
В чувствах и мыслях моя баскетбольная карьера закончена. Это было сложное решение, но, думаю, настал отличный момент, чтобы попрощаться с игрой. В то же время никогда не хотел говорить «никогда». Все еще просыпаюсь по утрам с мыслями о любимой игре. Нельзя предсказать, что жизнь заготовила для тебя на следующий день.

Прошедшее лето стало для тебя летом перемен. Сложно ли было изменить образ жизни? Какие чувства обуревали?
В настоящий момент у меня нет ощущений, будто жизнь так уж изменилась. Самое странное в ней, что я не прикасался к мячу со времени последней игры финала в Химках в июне. Было бы очень тяжело уйти из баскетбола, если бы я продолжил регулярно играть. Жизнь стала немного другой, но, не думаю, что перемены будут серьезно влиять на меня, пока не стартует сезон Евролиги.

Каким ты видишь себя в будущем – в этом году, следующем, позже? Есть ли деловые или профессиональные планы?
Сейчас собираюсь потратить год на продвижение своей книги, поработать над ее русской версией и, возможно, комментировать матчи команды моего университета. Буду проводить больше времени с семьей, особенно с дочерью, которая в этом году идет в школу. А еще… кто знает. Может быть, в будущем поработаю на ЦСКА – скаутом или в каком-то другом качестве.

Девять лет в одной команде – редкий случай не только для европейского, но и для мирового баскетбола. Какие факторы удерживали тебя на том же месте? Чем был для тебя ЦСКА?
Прежде всего, болельщики ЦСКА и вообще в России относились ко мне как к члену семьи. Это было главной причиной, удерживавшей меня на протяжении девяти лет. Во мне жило чувство преданности менеджменту и болельщикам, обязанности всегда удерживать ЦСКА на первом месте, а остальные команды – на втором. К тому же клуб проделал отличную работу, всегда удерживая в моем окружении отличную группу парней. Чувствовал, что у нас всегда был шанс стать чемпионами, а это для меня очень важно. Всегда хотел, чтобы во мне видели победителя. ЦСКА для меня – продолжение семьи. Не важно, что будет происходить, ЦСКА навсегда будет для меня чем-то особым. В определенном смысле слова, клуб представил меня миру. Это здорово.

Каково было оставаться самым опытным игроком команды на протяжении нескольких лет?
Никогда не было чувства, будто я – самый опытный. Всегда считал, что на площадке мы – команда, и важен наш общекомандный опыт. Чемпионаты выигрываются командами, игроки могут принести победы лишь в отдельных матчах.

Знаю, что ты вынашиваешь несколько благотворительных инициатив. Что уже сделано, что остается в планах?
Мне нравится помогать людям в их стремлении к процветанию и самосовершенствованию. В настоящее время через мой фонд выплачиваю 22 стипендии. Кроме того, летом в моем родном городе мы организовали благотворительный баскетбольный матч, и он прошел превосходно. Хочу поблагодарить ЦСКА за предоставленную для него игровую форму. Для меня событие было чрезвычайно важным, было здорово показать моему городу лучик надежды, пусть даже всего на день.

Есть ли у тебя планы что-нибудь организовать в России?
Такие планы есть. Возможно, на это понадобится время, но я надеюсь внести свой вклад и быть частью ЦСКА и российской культуры в будущем.

Понятно, что ты всегда, прежде всего, думал о команде. В то же время, учитывая огромное количество реализованных тобой победных бросков, не могу не спросить, какой или какие тебе запомнились больше?
Большинство детей мечтает забросить победный мяч на последней секунде седьмого матча финала НБА, чтобы сразу окунуться в брызги шампанского и ликование болельщиков. Не скрою, я тоже мечтал об этом. Однако мне довелось проделать нечто даже более особенное, что может теперь заставить детей мечтать о другом. Благословением Бога мне достались великие команда и тренер, вдохнувшие в меня уверенность и зажегшие зеленый свет для победного броска для страны. Это даже чересчур потрясающе. Мяч на чемпионате Европы 2007 года, который принес России первую золотую медаль, стал невероятно памятным для меня. Это было даже больше, чем исполнение мечты.

Какой матч стал для тебя самым запоминающимся в любом смысле – результативности, передач, защиты?
Для меня важны, прежде всего, победы, потому выигрыш чемпионата Европы в Испании против испанской сборной был невероятным. Особенно, учитывая уровень таланта, которым обладали хозяева, ведь за них выступали Руди Фернандес, Наварро, братья Газоли, и другие – та команда была чертовски хороша. Мы же были в статусе явного аутсайдера. Тот опыт был потрясающим.

Какой момент ты считаешь самым памятным в ЦСКА с точки зрения команды?
Нашу первую победу в Евролиге в Праге. Мы пережили множество тяжелых «Финалов четырех». Мы трижды не могли победить, хотя каждый раз были очень близки к успеху в полуфиналах. Потому победа в полуфинале над «Барселоной» в 2006-м будто бы сняла огромный груз у меня с груди. Именно груди, потому что многие из наших новичков в том сезоне не испытывали тех сердечных мук, которые пришлись на нашу долю в предыдущие три года. Видеть господина Кущенко, менеджмент, болельщиков такими счастливыми после игры – это одно из лучших ощущений, что я пережил в ЦСКА.

Назови свою символическую пятерку ЦСКА за 9 лет в команде.
Тяжелая задача, ведь у нас было множество талантливых игроков. Потому буду выбирать лучших не столько по таланту, сколько по стремлению побеждать, по жажде командного успеха. Центровой – Виктор Александер. Тяжелый форвард – Дариус Сонгайла. Легкий форвард – Виктор Хряпа. Атакующий защитник – Траджан Лэнгдон. Разыгрывающий защитник – Тео Папалукас. Не включил в этот состав себя, поскольку провел в команде все эти девять лет и потому, полагаю, сделал для команды больше любого из упомянутых баскетболистов.

Тебе довелось поиграть под началом многих великих тренеров в ЦСКА. Знаю, что ты ко всем испытываешь большое уважение. Опиши каждого несколькими словами.
Тренер Ивкович: с ним у меня всегда будут особые отношения, ведь он позволил мне показывать мой баскетбол. Он дал свободу учиться и развиваться как игроку. За свои успехи в ЦСКА многим обязан именно тренеру Ивковичу.

Тренер Мессина: настоящий лидер. Он научил вести команду за собой. Он научил приносить себя в жертву. Он научил, как без лишнего шума поддерживать уверенность в себе, в своих умениях. Он научил меня быть чемпионом.

Тренер Пашутин: один из моих любимых тренеров, потому что никогда никому не позволял увидеть свое волнение. Он верил в меня больше, чем большинство тренеров. Он позволил играть в мой баскетбол и делать то, что получается лучше всего. Я люблю тренера Пашутина. Мог бы играть за него еще лет пять.

Тренер Дуле: очень интеллектуальный, сложный тренер. Хотелось бы поиграть под его руководством подольше, но иногда случаются поражения.

Тренер Шакулин: выглядит очень расслабленным, но обладает огромной уверенностью в себе и напором, стремлением все делать правильно. Если бы в прошедшем сезоне я не получил травму, думаю, он закончил бы год в качестве тренера ЦСКА.

Тренер Казлаускас: он был именно тем человеком, который был нужен нам в прошедшем сезоне после сложного старта. Он привнес что-то новое, что-то свежее, но также честное и дисциплинированное. Мне нравилось играть под руководством тренера, который хотел моего влияния за пределами площадки, но, в то же время, позволял мне проявлять лидерские качества на паркете. Он помог мне понять, что для победы нужны все 12 или 13 игроков, а не всего 7 или 8.

Мне действительно повезло выступать под началом нескольких отличных тренеров.

Игра вместе с твоим большим другом Траджаном Лэнгдоном наверняка была чем-то особым. Расскажи немного о ваших взаимоотношениях.
Лучшим в них было то, что наши отношения вне площадки были лучше, чем на ней. Игра с Траджаном была особой, потому что у него нет эго. Все, чего он хотел, это победы. Он никогда не заботился, кто забил, и как мы победили, просто хотел выиграть. Он научил меня, как быть игроком-лидером. На протяжении многих лет он был лидером нашей команды. Я мог вести игру, но, когда все собирались вместе в раздевалке, создавая единую команду, именно Траджан был главным. Он научил меня быть лучшим человеком, лучшим другом. Именно потому наша связь столь сильна. Он гораздо больше заботился о нашей дружбе и обо мне как человеке, чем о том, как мы играли на площадке. Он для меня как брат.

К кому еще в команде и клубе ты относился как к друзьям?
В команде у меня было несколько друзей. Попс Менса-Бонсу, Виктор Александер, Никос Зисис, Сергей Быков, Виктор Кейру, Олег [Ушаков], который сейчас работает со сборной. Что касается клуба, то дружить было очень сложно, ведь наша работа мало пересекалась. Очень уважаю и ценю менеджмент ЦСКА и всех, кто работает в клубе. Все они поддерживали меня на протяжении этих лет, и я благодарен им за это. Смиренно говорю СПАСИБО…

Комментарии

Пожалуйста, авторизируйтесь для того чтобы отправить комментарий

Рекомендуем также